Состояние флота сша на момент начала войны и постройка первых броненосцев. 

Весной 1861 года флот Соединенных Штатов насчитывал 70 годных для службы судов, половина из которых были паровые. 42 корабля находились на службе, большей частью за границей, а в отечественных водах было только 4 парохода. Винтовых судов было 27: 5 больших фрегатов (40-52 орудия), 7 корветов-шлюпов I класса (14-33 орудия), 7 шлюпов II класса (8-9 орудий) и 7 - III класса (5-7 орудий), 8 колесных пароходов с вооружением от 2 до 21 орудия. Было также большое количество парусных судов, среди них находилось 5 линейных кораблей (84 орудия) и 10 фрегатов (50-54 орудия). Личный состав насчитывал 80 капитанов 1 ранга, 115 капитанов 2 ранга, 370 лейтенантов и 7000 нижних чинов.

(Чарльстонская бухта, в самом центре ее на острове - форт Самтер)

Стоит заметить, что парусный флот северян, практически не оказал своего влияния на войну, и по большей части участвовал только в блокаде, а не в противодействии флоту южан и не в штурмах фортов. Причины тому две, указанные выше: тяжелые гладкоствольные орудия Дальгрена, и тем паче, нарезные орудия Брука представляли для парусных кораблей смертельную угрозу и могли быстро потопить любой парусный фрегат или линейный корабль. Вторая причина – невысокая маневренность парусных судов во время боя, а именно в успешном быстром маневрировании как оказалось, и был сосредоточен успех выживания кораблей северян при штурме фортов. В общем, в ходе войны сталь окончательно заменила дерево, а паровая машина – парусное вооружение. Главными на поле боя стали броненосцы, корветы и канонерские лодки. Кроме того, обе стороны, особенно южане, быстро перешли к созданию искусственных заграждений русел рек или протоков, а также, к массированному строительству минных полей из «бочковых бомб». Именно мины южан и нанесли наибольший урон флоту Севера.

Еще стоит заметить, что командование армии и флотом США до войны предполагала главным потенциальным противником именно Великобританию с ее мощным, в том числе паровым, флотом. Как следствие, флот США формировался больше как оборонительный, прибрежный, и опирался на систему каменных казематных фортов, которых к началу войны было построено около 70. Все эти форты были необычайно мощными и сильно вооруженными. Они представляли собой укрепления с каменными и бетонными стенами до 3 и 6 метров толщиной, местами укрытыми земляными насыпями. Как показали бои при штурме фортов Сэнт Филипп и Джексон под Новым Орлеаном, а также последующего штурма фортов Вагнер и Самтер, защищавших залив Чарльстон, даже самая мощная бомбардировка с использованием самых тяжелых орудий, находящихся на вооружении армии и флота федерации не давали должного результата. Каменная броня, укрытая земляными насыпями, выдерживала любой, даже самый страшный обстрел. Исторический парадокс: форты создавались как основная поддержка американскому флоту в столкновении с Великобританией, но именно американскому флоту пришлось потом эти форты штурмовать и подавлять.

Итак, главный военный порт - Норфолк, лежал близ входа в Чизапикскую бухту. Второстепенный театр военных действий на Атлантическом побережье к югу от Чизапикской бухты носит совершенно своеобразный характер: длинные полуострова (косы) и узкие острова отделяют от моря большие заливы с болотистым побережьем заливы Альбемарль и Памплико. Далее к югу лежат устья нескольких рек с разветвленными дельтами. Основные гавани: Уилмингтон, Чарльстон, Саванна, Джексонвилль. В Мексиканском заливе стоит отметить укрепления Нового Орлеана, а также сильно защищенные фортами порты Мобайл и Пенсакола. На Миссисипи, кроме того следует упомянуть: Порт Гудзон, Виксбург, Мемфис и Каир. Ее главный юго-западный приток - река Красная служит главной транспортной артерией Техаса.

Американский торговый флот был вторым по численности в мире, и насчитывал порядка 6000 судов с 5,5 миллионов тонн водоизмещения. Более 90% его досталось Северу, благодаря чему Федерация не имела проблем в плане снабжения и контакта с Европой на протяжении всей войны. Только в большом удалении от берегов крейсеры и каперы южан наносили убытки торговле Севера.

Иначе обстояло дело на Юге: военных заводов существовало только шесть, и то, только резервных. Норфолк и Пенсакола были важнейшими из них. Больших верфей не было, а вообще вся судостроительная деятельность последнего десятилетия на Юге едва достигала 1/20 таковой же на Севере. Но захват Норфолкского военного порта дал Югу 1200 тяжелых орудий, которые немедленно отправились на укрепления по морскому берегу и на Миссисипи, а также на вооружение броненосцев.

Перед началом войны почти весь флот США был распределен в заграничных плаваньях. Как следствие, в портах южан кроме злополучного «Мэрримека» никого не оказалось. Все американские корабли возвращались на свои базы на Севере и присягали федеральному правительству. Ни один корабль не перешел на сторону Юга.

Верфей на Севере было также шесть: Бостон, Бруклин, Портсмут, Вашингтон, Балтимор и Филадельфия. Кроме того, в стране находилось еще шесть больших машиностроительных заводов. На Юге были арсеналы и склады у Госпорта, Пенсаколы, Гальвестона и у острова Шипа (в устье р. Миссисипи).

Морским министром КША был Гидеон Уоллес, и именно его энергия быстро принесла Северу подавляющий перевес над Югом. Количество пригодных для военных целей коммерческих судов было очень значительно: в торговом флоте насчитывалось 500 больших клиперов (годных для установки 20-30 орудий), 500 барков и бригов (для 8-20 орудий), 1000 больших каботажных шхун (для 5 орудий). Для этих судов флот имел в запасе около 2500 крупных орудий, (половина из которых сразу попала в руки южан при захвате Норфолка). Но в ходе войны правительство США мобилизовало и переоборудовало 600 торговых пароходов. Кроме того, артиллерийский отдел федерального флота во время уже до конца 1863 года получил около 2800 орудий, в том числе 800 пушек Дальгрена 9-дм, 10-дм,11-дм и 15-20-дм орудий Родмана, а также 700 еще более мощных тяжелых нарезных орудий Пэррота.

В свою очередь поддерживавшая Юг администрация последнего перед войной президента Бьюкенена, довела дело до следующего состояния: флот был занят за границей, суда, оставшиеся дома, по большей части разоружены или отправлены в ремонт, пушки, оружие и боевые припасы были хитроумно переведены в южные арсеналы. Наконец, сухопутная армия была разбросана на западе страны.

(Распад США на две страны)

 

В конце 1860 года, когда положение резко обострилось: майор Андерсен, командовавший фортом Моультри у Чарльстона, законопатил его орудия и отступил со своим маленьким гарнизоном в форт Самтер, построенный посередине фарватера на искусственном острове. Южане немедленно заняли арсенал, а также и форты у Саванны, Мобайла, Пенсаколы и Нового Орлеана. Президенту Бьюкенену удалось еще затормозить ряд невыгодных для Юга военных мероприятий, но все-таки гарнизоны некоторых фортов были усилены, Вашингтон был защищен от нападений, а несколько кораблей было вызвано из заграницы. На Юге теперь конфисковались все военные припасы, милиция и добровольцы спешно обучались.

К началу 1860 года все форты на Юге, кроме форта Самтер у Чарльстона и Пикенса у Пенсаколы, были в руках мятежников, когда те образовали в начале февраля свою Конфедерацию. Правительство КША и Конгресс оставались бесстрастными зрителями этих событий, рассчитывая договорится с Югом. Однако, напуганные действиями мятежников Северные Штаты в самом конце 1860 года спешно перестроили наличные речные суда (порядка 100 шт.), вооружили их, а затем перешли к постройке новых специальных судов.

Строитель-подрядчик Джеймс Идс изготовил в Сент-Луисе семь легкобронированных казематных паровых судов класса «Сити». Это были колесные пароходы (см. выше) в 512 тонн водоизмещения со скоростью в 9 узлов. Четырехугольный броневой каземат защищал колесо, находившееся посредине. Кстати, это особенность пароходостроения в США, когда гребные колеса располагаются не по центру корабля, а посередине его корпуса в кормовой части, была связана не столько с боевыми действами, а скорее с экономичностью данной конструкции и более высоким КПД такого парового привода. Но именно эта особенность дала шанс на жизнь для броненосцев с гребным колесом вместо винта, имевшим более высокую маневренность на мелководье. Вооружение этих броненосцев состояло из трех орудий Дальгрена (9-дм. или 10-дм.) на носу, четырех 32-х фунтовок с каждого борта и двух 40-фунтовок на корме. Итого: 13 тяжелых орудий. Борт был защищен 63мм. броней, наклоненной под углом в 35-45 град. Длина их была 54м, ширина - 15,5м, осадка - 1,8м, корпус из дерева. Четыре тысячи рабочих участвовало в их постройке, и через 65 дней первый пароход был спущен со стапеля вполне готовым, а через 3,5 месяца все семь были готовы к бою. Именно они сыграли решающую роль в Виксбергской кампании, и именно они стали первыми броненосцами в этой войне еще до появления «Монитора» и «Вирджинии». Во флоте США их впоследствии прозвали «черепахами». Их мореходные качества были незначительными, поэтому корабли данного класса использовались исключительно как речные суда.

 

("Черепахи" Идса в ходе Виксбургской компании на Миссисипи. Видно, что это были очень маленькие корабли-коробочки. Внутри судна практически не было живого пространства, а общая компоновка очень скученная. Три орудия Дальгрена на носу и 8 тридцатидвухфунтовок по бортам. При обстреле фортов "черепахи" становились на якорь, разворачиваясь поперек течения орудиями Дальгрена в сторону противника. Либо якорились вдоль течения не доплывая до фортов, но в этом случае угол обстрела был ниже. Это была еще одна проблема с этими кораблями - устойчивость в таком положении. Это самые первые броненосцы флота США, но конечно не самые первые в мире. Да и если кто не понял фокуса - гребное колесо диаметром 6,7м находится сзади, точно посередине корпуса. И еще один момент: на этом рисунке четыре корабля стоят к нам кормой, а три других - носом - вот тот горбик сзади корабля и есть колесо)

 

На Юге конфедераты также готовились к войне. У Каира ими были поставлены первые мины заграждения, на которых вскоре взорвался один из корветов северян. Ближайшими опорными пунктами блокадопрорывателей Конфедерации служили: Нассау на Багамских островах на юге и Бермудские острова на востоке. Первый из них отстоял на 570 миль от Уилмингтона, на 500 от Саванны и на 400 от Сен-Аугустина, последний на 675 миль от Уилмингтона, на 775 от Чарльстона и на 870 от Сен-Аугустина.

Однако, к ужасу южан морской министр Гидеон Уоллес развил колоссальную деятельность. Уже в конце июля 1961г. было готово 80 судов, а к декабрю 1861г. ВМС США располагали свыше 260 боевых кораблей с 22000 человек команды, состоявшей в некоторых случаях из капитанов и команд торгового флота. Число рабочих в арсеналах и верфях возросло в ходе войны с 4 000 до 50 000 чел. Их усилиями до конца 1862 года было построено 450 пароходов, а до конца войны уже 670, включая 65 броненосцев всех типов.

Морской министр Уоллес первоначально намеревался не штурмовать южные порты, а лишь «закрыть» их, запечатать так, чтобы устранить всякое постороннее вмешательство или возможность покинуть их для военной или торговой миссии. Именно он предложил Линкольну план «Анаконда». Этот план состоял в полной блокаде всех без исключения морских портов Конфедерации, уничтожению и захвату тех немногих торговых кораблей, что остались у Юга и предотвращению любой торговли мятежников с сочувствующей им Европой.

Таким образом, уже к концу 1860 г. несмотря на все ухищрения правительства Бьюкенена, США столкнулись с просто подавляющим численным превосходством врага, уже собранным на поле боя. Но страшнее было даже не это, а абсолютное превосходство Севера в строительном потенциале, который перекрывал любые тактические возможности Юга и лишал его даже гипотетической возможности победы на море.

В этой ситуации все надежды Юга сосредоточились на строительстве броненосцев, в которые стали переделывать реквизированные торговые корабли. Другие, наиболее быстрые пароходы, южане переделывали в кипперы и крейсера для пиратства и нанесения ущерба торговому флоту США. Впоследствии, в ходе войны, рейдеры южан захватили или потопили порядка 360 торговых судов Севера, но нанести существенного урона врагу так и не смогли.

 

(План "Анаконда", предложенный военным министром Уоллесом)

 

В самом начале компании 1861 года южанам немного подфартило. Как было сказано выше, они атаковали и взяли штурмом крупнейшую базу ВМС США - Норфолк, располагавшеюся в устье Потомака. При этом, у причала оказался проходивший ремонт 40-пушечный винтовой фрегат «Мерримак» водоизмещением 3500 тонн. 20 апреля 1861 года федералисты были вынуждены эвакуировать базу в Норфолке, спешно уничтожая все, что только возможно. Незадолго перед этим конфедераты блокировали фарватер, дабы помешать фрегату уйти. В день эвакуации федералистов «Мерримак» был подожжен и брошен догорать на мелководье.

Конфедерация, отчаянно нуждавшаяся в кораблях, вскоре подняла остов «Мерримака», выгоревшего по ватерлинию, и превратила его в броненосный таран. Новый корабль, названный CSS «Вирджиния», 17 февраля 1862 года включили в состав флота Конфедерации.

В ходе работ обгоревшие остатки надводного борта бывшего «Мерримака» были срезаны так, что весь основной корпус корабля находился ниже ватерлинии. На главной палубе «Виргинии» был надстроен большой четырехугольный каземат с закругленными оконечностями, в котором должны были стоять орудия. Корма была переделана, чтобы лучше защищать от навесного огня единственный винт, а для улучшения мореходности в носовой части «Вирджинии» установили V-образный фальшборт. Бронированием стали два слоя 51мм плит, положенных и прикрепленных болтами на деревянное основание, толщиной еще 500мм. Весь этот сэндвич был наклонен под углом 60 град, что давало в итоге эквивалент 200мм вертикальной брони. Однако, само качество бронеплит, сделанных из железнодорожных рельсов, было весьма сомнительным.

Вооружениями корабля стали:

Таран, – выступ длиной 6,5м, отделанный железом;

2 x 178-мм нарезные дульнозарядные пушки Брука;

2 x 160-мм нарезные дульнозарядные пушки Брука;

6 x 229-мм гладкоствольные дульнозарядные орудия Дальгрена (трофейные);

2 x 12-фунтовые гаубицы;

("Вирджиния" готовится к бою)

 

При нормальной загрузке, весь основной корпус броненосца скрывался под водой, над поверхностью выступали только массивный каземат и фальшборт в носовой части. Единственная труба «Вирджинии» располагалась в центре каземата. Конической формы рубка рулевого была смонтирована в передней части крыши каземата и являлась, фактически, продолжением его стенок. Полное водоизмещение «Виргинии» составило 4300 тонн, что почти на 800 тонн превышало водоизмещение прежнего «Мерримака». Длина ее составляла 83,8 метра, ширина - 15,6 метров, осадка - 6,4 метра.

Зная о приготовлениях противника, северяне обратились за помощью к известному инженеру и изобретателю Джону Эриксону. Тот вскоре выдал им проект своего броненосца, которого назвал «Монитор». Морской министр Уоллес бегло взглянул на проект и назвал его «слишком дорогим и спорным». Тогда Эриксон предложил «облегченный вариант» своего детища, на постройку которого и получил в сентябре 1861 г. разрешение. Говорят, что Авраам Линкольн пришел в восторг, когда увидел проект корабля и именно он отдал приказ о его строительстве. «Монитор», водоизмещением 897 т. (англ. «Monitor» - наблюдатель), был спущен на воду 30 января 1862 года и дал название всему классу кораблей. Вместо батарейного каземата на плоскую бронированную палубу была установлена одна башня с двумя тяжелыми пушками. Башенная установка системы Эриксона представляла собой круглую железную платформу диаметром около 6 м с броневыми боковыми стенками высотой около 2,7 м с закрывающимися амбразурами для орудий, которая лежала на палубе. Для поворота башня поднималась на штоке, установленном в ее центре, и вращалась при помощи дополнительной небольшой паровой машины. Вооружение – две гладкоствольные 279-мм пушки Дальгрена.

(Эриксон с моделью "Монитора" в руке)

 

Бронирование корабля составляло 200 мм (восемь слоев 25-мм стальной катанной брони) – башня, 50-мм – борта и 25-мм палуба. Как потом выяснилось, бронирование палубы оказалось весьма продуманным шагом!

Таким образом, оба корабля имели эквивалент 200 мм брони для боевых казематов и башни. Но у «Вирджинии» броня была слабее, просто из-за качества ее изготовления, что и проявилось в последующем бое.

("Монитор" в плане и разрезе)

Несмотря на строительство «Монитора», сама идея столь странного нового корабля казалась Гидеону Уоллесу «слишком революционной и оптимистичной», и морской министр приказал одновременно с ним начать строительство броненосных канонерок, а также покрыть броней корвет «Галена» и большой паровой фрегат водоизмещением в 4500 тонн «Нью Айронсайдес» (USS New Ironsides). Развитию скепсиса поспособствовало то, что на испытаниях «Монитор» показал отвратительные мореходный качества и недостаточный ход. Но известие о том, что «Вирджиния» уже идет на прорыв блокады северян решило вопрос о немедленной переброске броненосца к месту боя.

(конструкция башни "Монитора" - зацените степень тесноты. Далее показан "шытрьевой" механизм вращения башни Эриксона, показано также, что броня состоит из дюймовых листов стали, скрепленных между собой длинными болтами. Всего, на тот момент, 8 слоев)

TPL_BACKTOTOP